на home page

 

Содержание

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка любой теории необходимо предполагает формулировку и содержательных, и логически непротиворечивых определений основных ее понятий и закономерностей.

Однако, именно такого содержательного и логически непротиворечивого понятийного аппарата не хватает современным наукам (чего стоит только одно противопоставление "естественных" наук наукам "гуманитарным", наукам "общественным"). И причина этого – в одном, в метафизическом (антидиалектическом) характере современной естественнонаучной парадигмы, в метафизической (антидиалектической) интерпретации причинности, которая явно или неявно лежит в основе теоретических обобщений в любых областях естествознания (еще раз подчеркну, что для меня естествознание включает все, что не относится к философии).

Ученые, столь нередко декларирующие свое безусловное признание диалектики Бытия, на деле грешат именно недиалектичностью своих обобщений, "открывая" в Природе несуществующие в ней границы, подменяя общие закономерности частными отношениями, сводя бесконечную сложность Природных явлений к сложности авторских представлений о них.

Однако, иными эти обобщения в современной науке и не могут быть, т.к. единственным языком, которым она располагает, является язык однозначных причинно-следственных отношений. Метафизичность и, соответственно, ограниченность этого языка, в свою очередь, напрямую связана с принципиальной метафизичностью сознания (и человеческого, и любого иного), которое само по себе не способно отразить бесконечность.

Любая осознанная картина мира, в принципе, есть только частный, конечный фрагмент бесконечности отражения реального Бытия, неизбежно искажающий реальность в силу своей конечности. От искажения не спасает и наложение на осознанный образ неосознанного восприятия бесконечности Бытия, поскольку любое "прозрение", любое "интуитивное решение", в итоге, непременно должно быть осознано, т.е. должно найти себе место в конечной системе осознанного образа. Иначе говоря, любая новая научная теория, сколь бы революционна она ни была, сколь бы хорошо она ни соответствовала всем известным науке фактам, уже в момент своего осознания и, соответственно, словесного оформления начинает искажать реальность. Это отнюдь не авторское откровение – уже давно сказано: "мысль, изреченная, есть ложь". Этим только лишний раз подчеркивается, что человечеству не стоит ждать, когда ограниченность современной естественнонаучной парадигмы доведет искажение картины Бытия до той ступени, на которой его исчезновение в результате его же собственной целенаправленной деятельности превратится из события, маловероятного в обозримой исторической перспективе, в событие, практически неизбежное в те же сроки.

На бесконечности Бытия это событие, разумеется, не отразится – исчезнет всего лишь один из бесконечности субъектов, любой из которых и так должен рано или поздно исчезнуть, хотя и не абсолютно.

Но автору, "одному из бесконечности субъектов", как, наверное, подавляющему большинству особей Homo sapiens, отнюдь не может быть безразлична перспектива самоуничтожения, пусть и не абсолютного. К тому же признание неизбежной конечности существования и самого себя, и своего вида, более того, возможности его прекращения в любой момент последующего Бытия, вовсе не исключает возможности целенаправленного снижения вероятности реализации этого события в единицу времени.

Использует человечество эту возможность или нет, по какому пути пойдет оно дальше, зависит, в принципе, от каждого человека; но в наибольшей степени это зависит от тех, чья профессиональная деятельность формирует общечеловеческий субъектный образ Природы.

Именно поэтому автор считает себя просто обязанным предложить естествоиспытателям новую парадигму и язык вероятностных отношений как универсальный инструментарий анализа и описания Природных явлений.

Разумеется, и новая парадигма, и любые построения на ее основе также не могут быть гарантированы от искажения действительности – автор, как и любой другой субъект, не в состоянии преодолеть неизбежной ограниченности и своего собственного языка, и языка общения, использованного для изложения. Однако, эвристические возможности вероятностной концепции детерминизма даже в предложенных формулировках много выше того, что могут дать естествознанию привычные для него подходы. И не использовать эти возможности – значит, упускать шанс сделать осознанный образ Природы более адекватным действительности и, соответственно, выбрать стратегию поведения человечества с меньшей вероятностью его самоуничтожения.



Сайт создан в системе uCoz