на home page

 

Содержание

 

ЭТЮД 1.

КОЕ-ЧТО О ФИЛОСОФИИ

 

КОНСПЕКТИВНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Рассчитано на тех, кому философские экскурсы менее интересны, нежели непосредственно вопросы теории естествознания

1. Каждый человек имеет какие-то представления о наиболее общих принципах устройства окружающего его мира, т.е. какое-то мировоззрение  или философию.

2. Мировоззрение, представленное явно, т.е. в виде ряда исходных аксиом и системы логических следствий из них – это философская система или концепция.

3. При всем разнообразии философских систем, накопленных человечеством за время своего существования, подавляющее большинство из них  основано на решении вопроса о первичности одной из двух сторон Бытия – материи или идеи, незаслуженно названого основным вопросом философии. Но этот вопрос – всего лишь частное следствие решения более общей проблемы, касающейся действительно любой философской системы, действительно, "основного вопроса философии" – проблемы условности или безусловности любого деления Бытия. По способу ее решения все философские системы можно поделить на метафизические, допускающие возможность безусловного деления Бытия по любому признаку, и диалектические, отрицающие такую возможность.

4. Допущение первичности или материи, или идеи – это допущение наличия в Бытии безусловных (безотносительных, абсолютных) различий между его проявлениями, обладающими или не обладающими "вторичным" признаком. Принятие указанного допущения равносильно принятию постулата о принципиальной конечности (ограниченности) Бытия. Следовательно, все философские системы, основанные на решении вопроса о первичности или вторичности материи или идеи, т.е. любой материализм и любой идеализм концептуально метафизичны, вне зависимости от того, как авторы и последователи соответствующих концепций декларируют свое отношение к бесконечности Бытия, т.е. к его диалектике. Именно это и является зародышем догматизма в последующих, уже нефилософских интерпретациях этих концепций.

5. В качестве аксиоматики философской концепции, не связанной с постановкой вопроса "первичности-вторичности материи или сознания", можно начать со следующих утверждений:

o      Бытие (или Все сущее, Мироздание, Природа, Вселенная, Реальность и т.п.) едино и единственно, т.е. бесконечно (вечно и вездесуще).

o      Бытие всегда и везде условно делится на материальную (объектную), и идеальную (субъектную) стороны, т.е. везде и всегда в нем можно условно выделить и объективную реальность (материальное Бытие), и субъективную реальность (идеальное Бытие).

o      Бытие везде и всегда – это бесконечное разнообразие его взаимосвязанных, т.е. взаимодействующих (взаимообуславливающих) проявлений, каждое из которых есть одновременно и объект – нечто конкретное, отличное от всего прочего, и субъект – некто конкретный, отличающий от всего прочего и самого себя, и другие проявления.

6. Бесконечность Бытия исключает возможность существования в нем каких бы то ни было безусловных (абсолютных) различий (границ), а из всеобщности субъект-объектных отношений следует, что объектное и субъектное (материя и идея) принципиально невозможны друг без друга. Выделение в любом проявлении Бытия объектной (материальной) или субъектной (идеальной) сторон его существования – это чисто условная операция, и, соответственно, любой объект вне и независимо от сознания – такая же бессмыслица, как любое сознание вне и независимо от объекта.

7. Единство Бытия и всеобщность субъект-объектных отношений в нем делают любое его проявление одновременно и объективно (абсолютно, безусловно) бесконечным, и субъективно (относительно, условно) ограниченным (конечным).

8. Из бесконечности Бытия необходимо следует то, что между любыми его проявлениями между любыми объектами-субъектами не может быть ни абсолютного сходства, ни абсолютного различия.

9. Единство Бытия, взаимосвязь всех его проявлений, осознающих себя как субъекты, необходимо выражается в их постоянном взаимодействии. А поскольку самоосознание необходимо предполагает и сохранение этого Я (иначе нечего будет выделять), взаимодействие проявлений Бытия есть совокупность целенаправленных действий каждого субъекта-объекта, т.е. действий, имеющих цель; и этой целью для каждого из них является, прежде всего, сохранение собственного Я.

10. Будучи бесконечностью целенаправленных действий отдельных субъектов-объектов, всеобщее взаимодействие необходимо становится единственной причиной постоянного изменения, постоянных метаморфоз Бытия во всех его проявлениях.

Эти изменения Бытия не являются его развитием, т.е. не имеют какого-то конкретного направления, а то, что принято именовать развитием –- это всего лишь наиболее вероятная последовательность событий, наблюдаемых конкретным субъектом при взаимодействии конкретных объектов в конкретных условиях взаимодействия и наблюдения, последовательность, которая при относительном постоянстве этих условий и воспринимается как "закономерные изменения в конкретном направлении".

11. Любое взаимодействие любых проявлений Бытия (равно как и его результат) можно рассматривать как отражение их друг другом, при этом любой из объектов может быть принят за отражающий, а другой (другие) – за отражаемый (отражаемые).

В любом отражении можно условно выделить две стороны – объектную (материальную) и субъектную (идеальную), т.е. условно разделить отражение на материальное и идеальное.

Совокупность всех изменений отражающего объекта можно назвать образом отражаемого, а поскольку любой объект есть одновременно и субъект, любой образ и объектен (материален), и субъектен (идеален), т.е. можно условно делить его на материальный образ и идеальный образ.

Образ Бытия, как совокупности изменений конкретного субъекта-объекта, отражающих его взаимодействие со всем сущим, очевидно, бесконечен. Но, точно также как из бесконечности всеобщего взаимодействия может быть условно выделено любое конечное множество конкретных взаимодействий этого конкретного субъекта-объекта с другими проявлениями Бытия, из бесконечности образа Бытия может быть условно выделено любое конечное множество изменений, отражающих взаимодействие с любым из этих конкретных проявлений, т.е. образ именно этого конкретного проявления.

Т.о. отражение Бытия любым субъектом-объектом – это и бесконечный образ всего сущего, не дифференцированного на отдельные проявления, и конечные образы конкретных проявлений Бытия, кокторые можно условно выделить из бесконечночти первого.

В свое время классики "научной философии", постулируя возникновение мышления в процессе развития материального мира, отмечали "родство" мышления и отражения, свойственного всему материальному миру. Но постулат единства и единственности Бытия и, как следствие, признание  всеобщности субъект-объектных отношений требуют говорить уже не о "родстве" мышления и отражения, а об их тождестве. Т.е. процесс отражения или восприятия всего прочего сущего любым проявлением Бытия и есть мышление этого проявления.

При этом отражение конкретных проявлений Бытия, их выделение из его бесконечности, можно именовать осознанным мышлением, сознанием, т.е. осознанным восприятием Бытия, а отражение всего сущего, недифференцированного на отдельные проявления, – неосознанным мышлением, несознанием, т.е. неосознанным (интуитивным, подсознательным или, если угодно, надсознательным) восприятием

12. Предлагаемая трактовка мышления и сознания позволяет решить проблему сущности и происхождения жизни, стоящую с момента возникновения самого естествознания, но до сих пор не решенную, поскольку ответ на вопрос "Что есть жизнь?" искали и продолжают искать в перечне характеристик, присущих только живому, т.е. в том, что философскую, по своему существу, проблему пытались и пытаются решить средствами частной науки.

Жизнь – это объектная сторона взаимодействия любого объекта-субъекта с любой конкретикой Бытия (или объектная сторона осознанного отражения Бытия, или объектная сторона самосохраняющей деятельности любого проявления Бытия) и, соответственно, нежизнь – это объектная сторона взаимодействия любого объекта-субъекта с бесконечностью Бытия (объектная сторона его неосознанного отражения).

Такая интерпретация лишает смысла вопросы и о критериях дифференциации "живой" и "неживой" Природы, и о происхождении жизни.

Живым (соответственно, неживым) был, есть и будет любой субъект-объект. И точно также как сознание двух любых субъектов не может быть ни тождественным, ни абсолютно различным, не может быть ни тождественной, ни абсолютно различной их жизнь.

13. Основные философские категории

Все они, в отличие от традиционных интерпретаций, трактуются только через всеобщность субъект-объектных отношений в Бытии

Сущность и явление

Любое явление и его сущность – это осознанные образы конкретного объекта; а дифференциация сущности и явления (выделение сущности в явлении) – это всего лишь следствие неизбежных различий и неизбежного сходства содержания осознанного образа объекта в его само- и иновосприятии.

В иновосприятии сущность любого объекта – это обобщение всех его образов, отражающих (отражавших) этот объект как явление для отражающего субъекта, т.е. в иновосприятии сущность и явление неизбежно нетождественны (хотя их различия столь же неизбежно условны).

В самовосприятии любого субъекта его собственный осознанный образ, собственное Я, не дифференцируется на явление и сущность. Я любого субъекта для него самого – это всегда (при любых его изменениях) именно то, что "есть на самом деле".

Причина и следствие. Необходимость и случайность

Единственной причиной и единственным следствием Бытия и, соответственно, любого события, реализованного в нем, является само Бытие, однако эта единственная причина и это единственное следствие есть бесконечность конкретных проявлений Бытия (конкретных событий), каждое из которых может рассматриваться (восприниматься конкретным субъектом-наблюдателем) как конкретная частная причина любого иного события, реализуемого после него (в Бытии-будущем), а также как конкретное следствие любого иного события, реализованного до него (в Бытии-прошлом).

Иначе говоря, каждое реализованное в Бытии событие связано с бесконечностью причин (следствий), редуцируемой в осознанном восприятии любого субъекта до конечного множества причин (следствий), каждая (каждое) из которых характеризуется некоторой мерой возможности (вероятностью) реализации в заданных условиях, что исключая, в принципе, возможность какого бы то ни было предопределения хода событий, позволяет любому субъекту прогнозировать этот ход, оценивая вероятности того или иного развития событий. .

Соответственно, любое конкретное событие и необходимо, и случайно, но только для конкретного субъекта. Применительно к Бытию в целом категории необходимости-случайности, равно как и причины-следствия не имеют смысла.

Количество и качество

Качество и количество любого явления – это его характеристики, связанные с осознанным отражением явления, как целого, как конкретного объекта (качество), и с отражением того же явления, как некоторого множества тождественных для наблюдателя элементов (количество).

Реально не существует ни "чисто качественных", ни "чисто количественных" отношений, т.е. не существует ни количества, ни качества, как таковых. Любое количество, любая величина – это всегда количество (величина) какого-то конкретного объекта, т.е. какое-то качество, а любая качественная характеристика явно или неявно основывается на каких-то количественных отношениях. Соответственно, любое изменение любого явления на деле есть одновременно и качественное, и количественное. При этом восприятие части наблюдаемых изменений только как количественных связано всего лишь с незначимостью для наблюдателя соответствующих качественных изменений, а увязывание изменений качества с переходом некоей "меры" накопления "чисто количественных" изменений есть лишь следствие недооценки соответствующим субъектом условности дифференциации количественных и качественных характеристик.

Пространство и время

Пространство и время – это осознанные образы относительного постоянства и постоянного изменения единого и единственного Бытия. Соответственно, они суть и объективная реальность – единое и единственное пространство-время, и субъективная конструкция, уникальная для каждого субъекта-объекта, но, тем не менее, в чем-то сходная для любых проявлений Бытия.

Особенности осознанного восприятия времени и пространства дают представление только о дискретном (конечном) пространстве и времени, их непрерывность, т.е. бесконечность могут только постулироваться.

Дифференциация пространственного и темпорального восприятия – это неизбежная условность, вытекающая из специфики осознанного отражения Бытия как конечного и дискретного множества его проявлений. На деле "чисто пространственных", как и "чисто темпоральных" отношений не существует.

Пространственно-темпоральные характеристики – это всегда количества пространства и времени.

Уникальность восприятия пространства и времени каждым субъектом означает также уникальность способа выражения каждым субъектом этого восприятия..

Общим для всех субъектов, по-видимому, будет то, что пространство в любом случае – это количественные отношения, отражающие статику Бытия для субъекта, а время – это количественные отношения, отражающие его динамику.

Единство и единственность пространства-времени как объектной реальности единого и единственного Бытия означает, с одной стороны, что для субъекта в любом случае реально существует только одно пространство и только одна последовательность изменений этой реальности, т.е. только одно время, а с другой, что в реальности принципиально невозможны какие бы то ни было отношения вне этого единственного пространства и этого единственного времени.

 

Часть и целое. Общее и особенное

В любом проявлении Бытия, которое воспринимается наблюдателем как конкретный объект (процесс, явление и т.п.), т.е. как нечто целое, могут быть выделены другие конкретные объекты (процессы, явления и т.п.) – части целого, взаимодействие которых и позволяет наблюдателю воспринимать их как указанное целое проявление. И точно так же любое проявление Бытия может рассматриваться как часть какого-то иного целого, образованного взаимодействием с другими объектами, также являющимися частями этого иного целого.

Множество частей, которые могут быть выделены в любом целом, ограничено только возможностями наблюдателя, т.е. оно в принципе может быть любым  (но непременно конечным.

Пространственно-темпоральные отношения частей, характер соответствующих взаимодействий между ними, которые определяют возможность восприятия их совокупности как целого, можно считать сущностью целого (сущностью для наблюдателя), интегрирующей соответствующие сущности его частей.

Соотношения части и целого применимы только к соотношениям между отдельными проявлениями Бытия, т.е. они принципиально неприменимы к соотношениям "проявление Бытия-Бытие", поскольку часть целого не может быть этим целым в любом смысле, тогда как любое проявление Бытия в известном смысле есть само Бытие.

Любое целое – всегда система. Соответственно, части любого целого – это его элементы или подсистемы.

Поскольку любой объект – это и нечто целое (система), и некая совокупность частей (элементов, подсистем), каждая из которых в то же время сама является конкретным объектом (целым, системой), можно говорить как о сознании целого, так и о сознании любой его части.

В любой конкретной системе, в принципе, можно выделить подсистему, которая обеспечивает само существование этой системы, т.е. "системность" конкретного объекта или специфику взаимодействия его частей. Эту подсистему логично именовать подсистемой связи и управления или системообразующей частью объекта.

Ее сознание можно рассматривать как верхний уровень всей структуры сознания соответствующего объекта, поскольку оно есть, по сути, обобщение осознанного восприятия Бытия всеми остальными частями. Именно оно характеризует объект (его специфику) в само- и иновосприятии, хотя вовсе не исчерпывает собою сознания целого.

Между сознаниями части и целого, между сознаниями любых частей целого возможны любые соотношения – от практически неограниченной близости (практического совпадения) до практически полного различия. Соответственно, в этих крайних случаях часть целого может либо практически отождествлять себя с ним, либо, напротив, практически не осознавать свою принадлежность к нему. Во всех же остальных случаях часть целого осознает свою принадлежность к целому как принадлежность к некоторому множеству в разной степени сходных с собой, подобных себе  объектов, т.е. через осознание других частей целого как множества  подобных себе объектов, как общества, как Мы.

Отношения целого и части – это, по сути, также отношения общего и особенного, поскольку характеристики, делающие некоторую группу объектов частями какого-то целого – это одновременно и общее, объединяющее указанную группу объектов в указанное целое, и особенное, выделяющее указанное целое из всего прочего сущего.

14. Познание Бытия

Познание Бытия любым субъектом-объектом  можно определить как процесс и результат (причину и следствие) его взаимодействия со всем прочим сущим, реализуемый в любой момент этого взаимодействия в виде бесконечности изменений субъекта-объекта, т.е. в виде бесконечного образа Бытия (отражающего недифференцированную всеобщность последнего), из которого может быть условно выделен осознанный образ Бытия (ограниченный, отражающий Бытие как совокупность конкретных объектов). Содержание (идеальную сторону) неосознанного образа Бытия можно именовать верой, а содержание (идеальную сторону) осознанного образа – знанием.

Вера и знание – выглядят как альтернативы, поскольку никакое знание принципиально невозможно без логики, а любая вера принципиально не поддается логическому обоснованию. Однако об альтернативности веры и знания говорить все же не следует. Они относятся друг к другу так же, как сознание относится к несознанию, а жизнь к нежизни. Вера и знание определяют друг друга, поскольку и то, и другое – это стороны единого процесса познания, дифференциация которых столь же условна, как условно деление восприятия (мышления) на осознанное (сознание, разум, рассудок) и неосознанное (интуиция).

Бытие любого объекта-субъекта определяется его верой в конкретное устройство мира и его знаниями об этом устройстве, но одновременно определяет и эту веру, и эти знания.

Знание, в которое субъект верит, является для него истиной.  Основанием для доверия или недоверия к любому конкретному знанию, т.е. мерой истинности знания является его практическая ценность, т.е. вероятность достижения цели с использованием данного знания. В зависимости от ситуации практическая ценность конкретного знания может принимать любые значения в интервале между 0 и 1.

Познание не является процессом накопления, углубления и уточнения знания о Бытии; познание есть процесс поиска новых истин, имеющих наибольшую практическую ценность для познающего субъекта (субъектов) на момент познания.

 

См. далее

Этюд 2. Два принципа – две парадигмы

Этюд 3. Общие принципы дифференциации (классификации, систематизации)

Этюд 4. Общие закономерности реализации Природных явлений (Общие количественные закономерности взаимодействия объектов)

Этюд 5. Введение в общую теорию жизни

Этюд 6. Земная белковая биота как частное проявление Бытия

Этюд 7. Что такое медицина?

Этюд 8. Инфекция как частный случай взаимодействия объектов ЗББ (Основы теоретической инфектологии)

Заключение

 



Сайт создан в системе uCoz