АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемый читатель!
Я, врач по профессии, много лет работал в области экспериментальной микробиологии, занимаясь, в частности, вопросами моделирования инфекционной патологии и критериями оценки патогенности микроорганизмов.
Эта работа привела меня к убеждению, что теоретические основы экспериментальной микробиологии (теория инфекции и иммунитета, количественные закономерности, которые используются при анализе инфекционных взаимодействий, и т.п.) требуют пересмотра, т.к. они не могут служить общей базой для описания и сравнительного анализа всех явлений этого класса.
Но поскольку теория инфекции – это частный раздел теоретической биологии, некорректности первой – всего лишь следствие некорректностей более общих биологических законов. Следовательно, требовался пересмотр формулировок все более общих законов жизни, вплоть до анализа ее сущности. А поскольку обобщения такого уровня могут быть сделаны только на основе философских постулатов, потребовался критический анализ постулатов официальной философии марксизма-ленинизма, т.к. ориентировка на них неизбежно приводила как раз к тем утверждениям, которые требовали критического переосмысления...
В итоге, и появились "Этюды к теории естествознания", которые посвящены наиболее близким для меня разделам этой теории (см. Содержание).
Это действительно этюды, поскольку в них изложены лишь принципиальные моменты анализа, явно требующие дальнейшей детализации. По этой же причине изложение не "отягощено" библиографическими ссылками, тем более, что ссылаться пришлось бы на общеизвестные и общепринятые положения, которые можно найти в любом учебнике по соответствующей дисциплине.
Сам критический анализ также сведен до минимума – до демонстрации основных противоречий или некорректностей, которыми, на мой взгляд, грешат эти разделы (все логические последствия указанных некорректностей и противоречий заинтересованный читатель вполне может проследить самостоятельно), а основное внимание сосредоточено на формулировках собственного понимания затронутых проблем.
"Этюды…" начинаются изложением моего представления о мироустройстве, т.е. моей философской концепции, как основы всего последующего изложения.
Эта концепция не заимствована у кого-либо. Она сформулирована мною самостоятельно. Однако, я вполне допускаю, что среди множества уже существующих философских построений можно найти и нечто аналогичное. Так что на философские "открытия" я не претендую, а ставший философским введением Этюд 1 "Кое-что о философии" просто должен дать читателю ясное представление, откуда берутся все последующие авторские изыски.
Этот, по необходимости первый, этюд получился и самым объемистым. Поэтому, чтобы не отпугивать потенциальных читателей нефилософской (т.е. основной, по замыслу) части работы, изложению Этюда 1 предпослано его краткое содержание, знакомства с которым вполне достаточно для понимания логики последующих нефилософских этюдов. Если же читателю будет интересно отследить также логику моей философской концепции, он может ознакомиться и с полной версией этого этюда.
В Этюде 2 "Два принципа – две парадигмы" сделана попытка сформулировать методологический принцип новой естественнонаучной парадигмы, который, как мне представляется, может стать универсальным инструментом анализа любых естественнонаучных проблем.
Возможности этого инструмента показаны в остальных этюдах, посвященных, закономерностям наиболее общего случая взаимодействия материальных объектов, анализу сущности жизни, формулировке основных положений теории Земной белковой жизни и двух ее разделов – теории медицины и теории инфекционных взаимодействий, с разработки которой, собственно, все и началось.
· общим правилам дифференциации (систематизации, классификации) Природных явлений (Этюд 3).
· предельно общего случая взаимодействия объектов (Этюд 4),
· жизни вообще (Этюд 5)
· Земной белковой жизни, в частности (Этюд 6),
· жизни человека, как проблемы медицины (Этюд 7),
· инфекционных взаимодействий (Этюд 8), с анализа которых все, собственно, и началось.
Использованная мною терминология мало отличается от терминологии, общепринятой или хорошо известной в соответствующих дисциплинах. Однако авторское толкование привычных терминов далеко не всегда совпадает с традиционной интерпретацией.
Хорошо известно, что нетрадиционный подход к вещам, давно и прочно вошедшим в обиход науки и практики, дает, как правило, столь нетривиальные результаты, что отношение к ним чаще всего бывает негативным. И в этом основная сложность восприятия моих построений специалистами, поскольку по себе знаю, насколько мучителен процесс избавления от стереотипов, заложенных еще в студенческие годы.
Поэтому человеку, не склонному размышлять о предметах, давно и хорошо ему известных, нет смысла знакомиться с моими измышлениями дальше. Они рассчитаны только на тех, кого не пугают сомнения в истинности любых общеизвестных истин, на тех, кто готов подвергать критическому анализу любые высказывания любых авторитетов.
И хотя таких читателей вряд ли будет много, я все же надеюсь, что среди тех, кому попадет в руки эта работа, найдется хотя бы один человек, у которого хватит терпения проследить до конца логику моих построений и смелости принять предложенную методологию.
Этого будет достаточно, чтобы мой труд оказался не напрасным.
Нужно сказать, что материалы, представленные здесь, частично или полностью публиковались ранее в Интернете. См. напр., http://nounivers.narod.ru/pub/open.htm#sim, http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8759.html. Между всеми этими публикациями¸ сделанными в разное время, есть достаточно много различий, поскольку процесс осмысления и, соответственно, формулировки как мировоззренческих установок, так и любых более частных проблем – это непрерывный процесс, приводящий к постоянным изменениям, уточнениям и т.п.
Этот процесс, естественно, не остановился и после первой публикации "Этюдов" на данной странице в 2006 г. В самом начале я либо просто менял содержание отдельных этюдов, либо выкладывал новые материалы разделе "Продолжение процесса" как относительно самостоятельные "Этюдики" со ссылками на соответствующие разделы работы или без оных. В 2008 г. я сделал попытку вносить изменения так, чтобы можно было увидеть их характер и дату внесения. Но время показало, что кроме усложнения восприятия текста такая попытка ничего не дала. Поэтому с 2010 г. я вернулся к исходному способу внесения изменений. На (маловероятный, но, в принципе, все же возможный) случай повторного чтения работы после знакомства с ее первой версией скажу еще, что в данной версии немного изменил ее структуру, выделив как самостоятельный этюд принципы дифференциации Природных явлений (Этюд 3), ранее входивший в философское введение, и, соответственно, изменив нумерацию последующих этюдов.
Октябрь 2012 г.
См. далее
Этюд 1. Кое-что о философии. Конспективное изложение
Этюд 1. Кое-что о философии. Полное изложение
Этюд 2. Два принципа – две парадигмы
Этюд 3. Общие принципы дифференциации (классификации, систематизации)
Этюд 5. Введение в общую теорию жизни
Этюд 6. Земная белковая биота как частное проявление Бытия
Этюд 8. Инфекция как частный случай взаимодействия объектов ЗББ (Основы теоретической инфектологии)