АВТОРСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемый читатель!

Я, врач по профессии, много лет работал в области экспериментальной микробиологии, занимаясь, в частности, вопросами моделирования инфекционной патологии и критериями оценки патогенности микроорганизмов.

Эта работа привела меня к убеждению, что теоретические основы экспериментальной микробиологии (теория инфекции и иммунитета, количественные закономерности, которые используются при анализе инфекционных взаимодействий, и т.п.) требуют пересмотра, т.к. они не могут служить общей базой для описания и сравнительного анализа всех явлений этого класса.

Но поскольку теория инфекции – это частный раздел теоретической биологии, некорректности первой – всего лишь следствие некорректностей более общих биологических законов. Следовательно,  требовался пересмотр формулировок все более общих законов жизни, вплоть до анализа ее сущности. А поскольку обобщения такого уровня могут быть сделаны только на основе философских постулатов, потребовался критический анализ постулатов официальной философии марксизма-ленинизма, т.к. ориентировка на них неизбежно приводила как раз к тем утверждениям, которые требовали критического переосмысления...

В итоге, и появились "Этюды к теории естествознания", которые посвящены наиболее близким для меня разделам этой теории (см. Содержание).

Это действительно этюды, поскольку в них изложены лишь принципиальные моменты анализа, явно требующие дальнейшей детализации. По этой же причине изложение не "отягощено" библиографическими ссылками, тем более, что ссылаться пришлось бы на общеизвестные и общепринятые положения, которые можно найти в любом учебнике по соответствующей дисциплине.

Сам критический анализ также сведен до минимума – до демонстрации основных противоречий или некорректностей, которыми, на мой взгляд, грешат эти разделы (все логические последствия указанных некорректностей и противоречий заинтересованный читатель вполне может проследить самостоятельно), а основное внимание сосредоточено на формулировках собственного понимания затронутых проблем.

"Этюды…" начинаются изложением моего представления о мироустройстве, т.е. моей философской концепции, как основы всего последующего изложения.

Эта концепция не заимствована у кого-либо. Она сформулирована мною самостоятельно. Однако, я вполне допускаю, что среди множества уже существующих философских построений можно найти и нечто аналогичное. Так что на философские "открытия" я не претендую, а ставший философским введением  Этюд 1 "Кое-что о философии" просто должен дать читателю ясное представление, откуда берутся все последующие авторские изыски.

Этот, по необходимости первый, этюд получился и самым объемистым. Поэтому, чтобы не отпугивать потенциальных читателей нефилософской (т.е. основной, по замыслу) части работы, изложению Этюда 1 предпослано его краткое содержание, знакомства с которым вполне достаточно для понимания логики последующих нефилософских этюдов. Если же читателю будет интересно отследить также логику моей философской концепции, он может ознакомиться и с полной версией этого этюда.

В Этюде 2 "Два принципа – две парадигмы" сделана попытка сформулировать методологический принцип новой естественнонаучной парадигмы, который, как мне представляется, может стать универсальным инструментом анализа любых естественнонаучных проблем.

Возможности этого инструмента показаны в остальных этюдах, посвященных, закономерностям наиболее общего случая взаимодействия материальных объектов, анализу сущности жизни, формулировке основных положений теории Земной белковой жизни и двух  ее разделов – теории медицины и теории инфекционных взаимодействий, с разработки которой, собственно, все и началось.

·         общим правилам дифференциации (систематизации, классификации) Природных явлений (Этюд 3).

·         предельно общего случая взаимодействия объектов (Этюд 4),

·         жизни вообще (Этюд 5)

·         Земной белковой жизни, в частности (Этюд 6),

·         жизни человека, как проблемы медицины (Этюд 7),

·         инфекционных взаимодействий (Этюд 8), с анализа которых все, собственно, и началось.

Использованная мною терминология мало отличается от терминологии, общепринятой или хорошо известной в соответствующих дисциплинах. Однако авторское толкование привычных терминов далеко не всегда совпадает с традиционной интерпретацией.

Хорошо известно, что нетрадиционный подход к вещам, давно и прочно вошедшим в обиход науки и практики, дает, как правило, столь нетривиальные результаты, что отношение к ним чаще всего бывает негативным. И в этом основная сложность восприятия моих построений специалистами, поскольку по себе знаю, насколько мучителен процесс избавления от стереотипов, заложенных еще в студенческие годы.

Поэтому человеку, не склонному размышлять о предметах, давно и хорошо ему известных, нет смысла знакомиться с моими измышлениями дальше. Они рассчитаны только на тех, кого не пугают сомнения в истинности любых общеизвестных истин, на тех, кто готов подвергать критическому анализу любые высказывания любых авторитетов.

И хотя таких читателей вряд ли будет много, я все же надеюсь, что среди тех, кому попадет в руки эта работа, найдется хотя бы один человек, у которого хватит терпения проследить до конца логику моих построений и смелости принять предложенную методологию.

Этого будет достаточно, чтобы мой труд оказался не напрасным.

Нужно сказать, что материалы, представленные здесь, частично или полностью публиковались ранее в Интернете. См. напр., http://nounivers.narod.ru/pub/open.htm#sim, http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/8759.html. Между всеми этими публикациями¸ сделанными в разное время, есть достаточно много различий, поскольку процесс осмысления и, соответственно, формулировки как мировоззренческих установок, так и любых более частных проблем – это непрерывный процесс, приводящий к постоянным изменениям, уточнениям и т.п.

Этот процесс, естественно, не остановился и после первой публикации "Этюдов" на данной странице в 2006 г. В самом начале я либо просто менял содержание отдельных этюдов, либо выкладывал новые материалы разделе "Продолжение процесса" как относительно самостоятельные "Этюдики" со ссылками на соответствующие разделы работы или без оных. В 2008 г. я сделал попытку вносить изменения так, чтобы можно было увидеть их характер и дату внесения. Но время показало, что кроме усложнения восприятия текста такая попытка ничего не дала. Поэтому с 2010 г. я вернулся к исходному способу внесения изменений. На (маловероятный, но, в принципе, все же возможный) случай повторного чтения работы после знакомства с ее первой версией скажу еще, что в данной версии немного изменил ее структуру, выделив как самостоятельный этюд принципы дифференциации Природных явлений (Этюд 3), ранее входивший в философское введение, и, соответственно, изменив нумерацию последующих этюдов.

 

 

В.Симонов

              Октябрь 2012 г.

 

См. далее

Этюд 1. Кое-что о философии. Конспективное изложение

Этюд 1. Кое-что о философии. Полное изложение

Этюд 2. Два принципа – две парадигмы

Этюд 3. Общие принципы дифференциации (классификации, систематизации)

Этюд 4. Общие закономерности реализации Природных явлений (Общие количественные закономерности взаимодействия объектов)

Этюд 5. Введение в общую теорию жизни

Этюд 6. Земная белковая биота как частное проявление Бытия

Этюд 7. Что такое медицина?

Этюд 8. Инфекция как частный случай взаимодействия объектов ЗББ (Основы теоретической инфектологии)

Заключение

 



Сайт создан в системе uCoz